К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Пассажирское движение на дорогах Скопинского ППЖТ


Однажды мне в руки попала вот эта фотография. На ней отображена станция Коготково Скопинского ППЖТ, фото сделано ориентировочно в 60-ые годы.

Сам факт наличия пассажирского вагона уже наводил на предположение, что ППЖТ занималось пассажирскими перевозками. Затем эти предположения подкрепились рассказами машинистов о том, что в 70-ые годы два раза в день от Коготково на 53-ю шахту ходил рабочий поезд, который возил шахтеров и всех, кто попросится. Зимой этим поездом подвозили детвору в школу из Подмакарьево в Поплевинский.

Чуть позже в архивах удалось найти информацию о том, что пассажирское движение было и ранее, в 40 - 50-ые годы. В движении было задействовано три классных вагона, которые сопровождались проводниками. На поезд продавались билеты. Т.е. это было полноценное пригородное сообщение. Но в связи с убыточностью во второй половине 50-ых пассажирское сообщение было прекращено.

Но, получается, к 70-ым его восстановили.

А примерно год назад я наткнулся на фотографию, где на фоне как раз и стоит грузо-пассажирский поезд: ТГМ6, классный и грузовые вагоны. Фото сделано на ст. Секирино Скопинского ППЖТ:



Из воспоминаний Анатолия Заляховского (привожу без существенного редактирования):

В мае 1969 я ездил несколько раз. Возил (вагон) в основном рабочих на смены, конкретно на шахту №3 Арцибашевская через Подмакарьево. Раньше (примерно до 1966г ходил 1 вагон, ну и конечно в сцепке с грузовыми (1-2 до 4 шт). На тяге помню только паровозы. Грузы разные: крепёж шахтный, доски, кирпич силикатный, оборудование. Под эти цели был смонтирован козловый кран ( 20т.) , потому как лес с Архангельска и с Коми в вагонах шел на крепеж в лавы. Лес обязательно должен быть сырым. Назад только уголь видел.

Примерно в 1984-86гг. на станции Подмакарьево произошло разъединение сцепки (причина мне неизвестна) и 1 вагон вместе с углем на участке д.Трухачевка - д.Журавлевка под уклон ушел под откос. Правды ради следует сказать, что и шпалы гниль сплошная была, да полотно кривизны неимоверной. Лежал вагон долго, вместе с оторованными колесными парами. Местные использовали этот уголь для хозяйства. Линия была восстановлена, но интенсивность эксплуатации существенно уменьшилась.

А ранее ж/д очень была популярная. В среднюю школу на пос. Побединка, Поплевино многие ездили учится в вечернюю смену, да и до Коготково добраться верное дело было - это не автобусное, да и людей в автобусе было не проталчёшься. Перекантоваться на шахте №3 или на станции Коготоково - не вопрос.

По расписанию ходили 3 раза в сутки через машзавод. Рейс шахта №3 - Коготково длился 2 часа. Всего в день 3 состава (6-00, 14-00, 22-00 - это с Коготково). Поледний состав с шахты где то с 24-00 (неточно и в Коготково были к 2-00. А дальше кто пешком до г.Скопина, а кто до первого автобуса (то к 5-00).

Вагон типовой - теплый, сиденья деревянные (дранки поперёк) и курили в тамбуре, билеты у кондуктора (как в автобусе), а уж шахтеры без билетов. Заполнение было 50-70% и редко 100 - иногда и стоял народ. C с.Секирино обычно было 3-5 человек. Шахтеры в карты резались и по краям керосиновые фонари по одному над дверью в тамбур. В тамбуре темно, да и в вагоне темновато в общем-то было.


Еще один интересный факт из воспоминаний: где-то в 70-ые в рамках очередного культпросвета на предприятие привезли несколько бюстов великих писателей. Руководство сперва ломало голову, что с ними делать, но потом поступили следующим образом: изготовили импровизированные постаменты и расставили по станциям и разъездам ППЖТ. Представьте себе картину: где-нибудь в Подмакарьево в качестве станционного здания использовался бытовой вагончик, но при этом у путей стоял бюст Лермонтова...

Популярные сообщения