К основному контенту

Избранные

На станции Рудница

Станция Рудница расположена в одноименном поселке городского типа в Песчанском районе Винницкой области Украины. Станция уникальна тем, что на ней пересекается ширококолейный одесский ход с Гайворонской узкоколейкой: с одной стороны здания вокзала находится ширококолейная станция, с другой - узкоколейная. Узкоколейная станция прекрасна своей провинциальностью: ручные стрелки, семафор, частные дворы с заборами у самого полотна железной дороги. Это не то, что живой музей, это круче: вышел из поезда, прошел через вокзал и попал лет на 40 назад. Машина времени. Фото сделаны в августе 2011-го. Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 на станции Рудница Узкоколейный тепловоз ТУ2-071 с пригородом Рудница - Гайворон на станции Рудница Стрелочный перевод на ст. Рудница Семафор на ст. Рудница Железнодорожный переезд на ст. Рудница

Станция Секирино Скопинского ППЖТ

Перед чтением данной записи крайне желательно познакомиться с обобщенной схемой путей Скопинского ППЖТ.

Станция Секирино была построена ориентировочно в 1937-м году в поселке Заречный. Место ее расположения было выбрано не случайно.

В пос. Заречный располагалась Центральная электростанция (ЦЭС), работавшая на угле, подвоз которого некоторое время, по информации местных жителей, осуществлялся по узкой колее, сохранившейся от Чулковской каменноугольной железной дороги (но эту информацию необходимо уточнять). При этом путь от Чулково к Побединке проходил совсем рядом с пос.Заречным. В такой ситуации отказаться от узкоколейки в пользу широкой колеи было выгодно хотя бы с точки зрения унификации подвижного состава. А поскольку узкоколейка, предположительно, не входила в подчинение транспортного управления Октябрьугля, то такое решение вопроса позволяло еще и оптимизировать расходы на управление этими дорогами.

Можно предположить, что необходимость станции в Заречном была обусловлена еще и тем, что в 30-ых годах благодаря открытию новых шахт в окрестностях Поплевино объемы добычи (а соответственно и вывоза) угля начали существенно расти. Возможно, руководство предприятия решило оптимизировать управление движением и разгрузить Чулково, создав станцию в близлежащем Заречном, тем более что экономически в конце 30-ых в Заречном станция смотрелась более логично.

Ориентировочно в 50-ых годах в Заречном было построено машиностроительное предприятие (сейчас оно называется АО "Машзавод"), занимавшееся производством шахтного оборудования. Транспортное обслуживание Машзавода обеспечивало Скопинское ППЖТ. В настоящее время предприятие действует от случая к случаю, один из корпусов завода по слухам передан местной администрации. Предприятие перешло на обслуживание автомобильным транспортом.

Таким образом, в эпоху расцвета ППЖТ ст.Секирино была довольно крупным и очень важным транспортным узлом предприятия. В настоящее время станция считается действующей.

На ст. Секирино я побывал уже два раза. Целью моих поездок было определить схему развития путей, изучить архитектурный комплекс станции. Ну и во время первой поездки была надежда увидеть на станции сохранившийся подвижной состав (которого в итоге там не оказалось).

Во время первого визита еще на подъезде к пос. Заречный я обратил внимание на закатанные в асфальт рельсы, уходящие в сторону Брикетной. Как потом оказалось, это был подъездной путь к ЦЭС.

Въехав в поселок, я поинтересовался у местных, где тут была станция. И после недолгих объяснений мне удалось довольно быстро выбраться на маленькую площадь с парой магазинов и рыночным рядком. По другую сторону этой площадки дорога выходила на переезд. Я оставил машину у одного из магазинчиков (прямо на этом пятачке) и вышел на пути.

По логике вещей (к тому времени у меня уже была детальная схема путей предприятия, актуальная на текущее время) станция должна была находиться слева. А вправо путь должен был уходить к ст. Коготково. До Коготково пришлось бы шлепать по путям километра три, да и приехал я на Секирино посмотреть и взглянуть на депо. В общем, путь мой должен был лежать налево. Туда я с ходу и завернул. И замер в недоумении. По разговорам в администрации ППЖТ у меня сложилось впечатление, что Секирино - действующая станция, но вот такая картина никак не ассоциировалась с этим моим пониманием вопроса:

Метров через 250 от переезда пути уходили в буйно растущий молодняк. Не долго мешкаясь, я поинтересовался у местных, далеко ли станция, на что получил ответ - да вот же она (с соответствующим указанием пальцем в кусты). Туда и полез.

К слову, мне очень приглянулся вот такой вот ухоженный пешеходный переход (видно, что о людях тут заботились):

На подходе к зарослям обнаружились остатки подъездного пути к Машзаводу и соответствующие ворота:

Полазав по путям и поразбиравшись с тем, что же осталось от того путевого развития, которое было показано на схемах я вышел таки на 60-ую стрелку, разделяющую подъездные пути к депо (справа 22-ой, слева - 23-ий). Ну и заодно встретил попутного кота, который исчез также неожиданно, как и появился (надо сказать, я его уже дома заметил, когда фотки просматривал). А вдали виднеются ворота депо:

К воротам ведут вот такие артефактные рельсы:

Ворота депо поближе:

Судя по следам масла и прочей гряз, из правого створа периодически что-то вылазит на свежий воздух. Хотя тот же единственный находящийся в деле тепловоз только весной был в депо на обслуживании (тогда же был покрашен в радикальный синий цвет).

Дальше в тот раз я не пошел и вернулся к переезду:

За переездом убегает перегон к Чулково:

А слева четко читается насыпь, сохранившаяся от разобранного перегона до Побединки:

Я немного прошелся по нему. Местами даже остатки шпал сохранились. На этом мой первый визит на ст. Секирино закончился.

Потребность во второй поездке у меня появилась от того, что обнаруженная схема путей у меня не совпала с той, которая фигурирует на схемах предприятия. В тот раз я опять много всего нафоткал, но самые интересные кадры, пожалуй, такие.

Подъездной путь к Машзаводу:

Пока лазали по этому пути в поисках стрелок и тупиков, за забором обнаружили вот такого красавца:

В первый приезд на Секирино у меня было чувство, что я слышал тарахтение дизеля мелкого маневрового тепловоза, исходившее откуда-то из-за депо. Я списал это на "показалось". Но он оказался вполне себе реальным, хоть и в тяжелом состоянии (на вид).

На данный момент это все, что я могу сказать о станции Секирино. Депо будет посвящен отдельный рассказ.


Популярные сообщения